Обязан ли полицейский представляться при обращении к гражданину

Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения

Обязан ли полицейский представляться при обращении к гражданину

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить.

На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе. 

Оглавление

Общие положения

Права полиции – когда полицейский может остановить гражданина

Ваши действия

Проверка документов

Как вести себя при административном задержании

Привлечение к административной ответственности

Общие положения

Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите.

На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.

Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:

1.     имеются основания подозревать его в совершении преступления;

2.     есть данные о том, что гражданин находится в розыске;

3.     есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении; 

4.

     у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

1.     попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);

2.     перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

3.     если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон.

Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции.

Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);

4.

     если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5.     помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6.     кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

7.     в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).

Проверка документов

Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт.

Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом.

Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».

Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт.

После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка.

Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам.

Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином.

Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа.

Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие.

Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1.     Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2.     Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3.     Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

4.

     Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ).

Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).

5.     С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6.     Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного.  С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7.     Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ). 

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении.

Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

1.   Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой «Z». Подпишите перед прочерком.

2.   Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3.   При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i]  (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4.

   Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

5.   Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).

6.   При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.

7.   Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

8.   Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе. 

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника. 

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

Скачать инструкцию (29,5 KБ)

Скачать инфографику (2,9 MБ)

Вернуться в раздел помощь

Источник: https://openpolice.ru/pages/pomosh/kak-vesti-sebya-pri-zaderzhanii-i-oformlenii-administrativnogo-p/

«А вы кто?» — «А что, не видно?» Что за анонимы в форме проводят задержания на митингах | ОВД-Инфо

Обязан ли полицейский представляться при обращении к гражданину

При задержании на митинге простая просьба «представьтесь и покажите ваши документы», обращенная к сотрудникам полиции, отнюдь не всякий раз встречает у них понимание.

Хотя, казалось бы, правила прозрачны: во-первых, «на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции», во-вторых — «при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения». Закон «О полиции» недвусмысленно обязывает сотрудников не скрывать ни жетонов, ни имен, ни документов.

Полицейский — официальное лицо, его нагрудный знак — первый и самый очевидный способ опознать в том, кто говорит «Пройдемте», человека, с которым возможно взаимодействовать на понятных условиях, ясно описанных в действующем законодательстве.

Это формальная гарантия того, что человек, производящий задержание и, возможно, применяющий при этом силу, имеет основания и право так поступать, не превышает полномочий — и не превысит полномочий в дальнейшем.

Но люди в форме без нагрудных жетонов, имен и документов, осуществляющие (зачастую незаконно) задержания на массовых мероприятиях, не опознаются как полицейские, а следовательно, поведение их непредсказуемо и логично воспринимается как угроза (и органы охраны правопорядка не делают ничего для того, чтобы рассеять это нелестное впечатление).

В последнее время задержанные на массовых мероприятиях то и дело сообщают, что люди, производившие задержание, нагрудные знаки скрывали (или просто не имели никаких нагрудных знаков).

Понять, что эти люди находятся в позиции власти и имеют право предъявлять некие требования к гражданам, можно разве что по их форме, которую не всем легко опознать.

(Еще эти люди, конечно, транслируют позицию власти на словах, и »соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина» им при этом удается отнюдь не всегда.) В конечном итоге о тех, кто производил задержание, достоверно известно только одно: они были в форме, похожей на полицейскую.

  • Ко мне подошли два человека в форме сотрудников полиции без жетонов, не представившись, с требованием предъявить документы, что мною и было сделано. (9 мая 2018 г., Тула)
  • Иду я по 50 лет Октября, с одной руки веду трансляцию в «Перископ», в другой несу Конституцию РФ. Начинается гул, я пробираюсь посмотреть, и тут на меня внезапно набрасывается ниндзя с погонами. Естественно, он не представился и не сказал, что вообще происходит. (12 июня 2017 г., Благовещенск)
  • Через три минуты на меня неожиданно сзади напали неизвестные в бронежилетах, касках и, с применением грубой физической силы, заломали руки за спину и без каких бы то ни было объяснений, не представившись, повели меня из центра Марсового поля. На мои просьбы представиться и объяснить, за что меня задерживают, объяснений не дали. Их нагрудные знаки полицейских были закрыты, ФИО и должности не сообщили, установить личности не удается. (12 июня 2017 г., Санкт-Петербург)
  • 26 марта около 16:30 какие-то люди в костюмах сотрудников полиции скрутили меня у выхода из метро «Чеховская». Противоправных действий я не совершал, законных причин для задержания не было, оно прошло с многочисленными нарушениями ФЗ «О полиции» (не представились, не назвали основание для задержания, не предупредили о применении физической силы, применили физическую силу без законных оснований). (26 марта 2017 г., Москва)
  • Нас окружили полицейские, и один из них сказал проследовать в специальный автобус. Никто мне не представлялся и никто не объяснял причину этого требования. (11 ноября 2016 г., Химки)

Если задержанные просят представиться, сообщить номер жетона, показать документы — проще говоря, соблюсти закон, — эти предположительные сотрудники правоохранительных органов нередко реагируют несерьезно: игнорируют, насмехаются или отвечают не слишком завуалированными угрозами.

  • Несколько раз я спрашивал, почему меня задерживают, в ответ меня били и орали: «Заткнись, @%ь! Язык вырву!» (26 марта 2017 г., Москва)
  • Где-то в это время ко мне подошел чувак в форме полицейского и спрашивает, чем я тут занимаюсь. Я у него спрашиваю: «А вы кто?» Он говорит: «А что, не видно?» (8 июля 2017 г., Москва)
  • Зашла в автобус после долгих препирательств. Желала услышать фамилии людей, меня укравших с этого праздника жизни. В ответ прилетела угроза: «Девушка, вы что хотите, чтобы мы вас скрутили?» (12 июня 2017 г., Санкт-Петербург)

Затем, уже при составлении протоколов в ОВД, если задержанный хочет зафиксировать, что задержание происходило с нарушением закона «О полиции», временами приходится преодолевать сопротивление, а в результате все то же: не предъявляются ни жетоны, ни документы.

  • В участке я попросил сотрудников полиции представиться, показать свои служебные удостоверения в соответствии с законом о полиции, так как я намеревался обжаловать их действия. Этого сделано не было. (Март 2016 г., Иваново)

То же самое периодически происходит и при обысках — в дома и офисы врываются некие люди, не предъявляющие никаких документов, не имеющие нагрудных знаков и не всегда в форме.

  • Я не видела, чтобы предъявляли какие-то документы об обыске, по какому делу, кто и по какому праву врывается в наш дом. Ни единого документа несмотря на то, что я спрашивала много раз у разных людей. (Обыск и задержание Святослава Речкалова, 14 марта 2018 г., Москва)
  • Сотрудница полиции отказывается представляться и предъявлять жетон, ссылаясь на то, что ОНА ЕГО ЗАБЫЛА. (Обыск в штабе Навального, 7 марта 2018, Санкт-Петербург)

Сотрудник одного из московских УВД, которого мы попросили объяснить, что происходит и почему, признал, что подобное поведение сотрудников полиции нарушает закон, но отнесся к этому скорее философски и улучшения ситуации не прогнозировал:

— Почему это происходит, может ответить только тот, кто их (сотрудников полиции — ОВД-Инфо) туда посылает. Аналогичная ситуация была с казаками, которые в последний раз там (на Пушкинской площади — ОВД-Инфо) отличились. То же самое: люди непонятные, без жетонов, непонятно в какой форме, кто такие?

А в полиции существуют какие-то внутренние представления о том, что сотрудникам просто не надо предъявлять документы при задержаниях на массовых мероприятиях?

— Нет. Если [сотрудник] в форме, он обязан представиться и показать документы. Если они не представляются, — это, понятно, нарушение, не обсуждается.

Если заламывают руку [при отсутствии сопротивления] — это непонятная ситуация абсолютно. При спецоперациях, если они в ОМОНовской форме, с дубинками, при всей амуниции — тогда они не представляются.

У них особый случай, особое распоряжение по этому поводу, и они работают очень жестко.

А в ситуациях несогласованного мероприятия объявляется режим спецоперации?

— Ничего подобного. Это мы говорим про какие-то чрезвычайные ситуации. Допустим, есть разработка каких-то бандитов и мы знаем, что они вооружены.

Но тут-то ситуация «мирные граждане собрались на Пушкинской площади». Мирно, без оружия, 31-я статья Конституции. Не очень понятно, с чего бы спецоперация.

— Ну, сотрудники, наверное, уже расслабились и привольно себя вели, считали нужным не представляться, не показывать документов. Может, и была спецоперация, но кто вам что скажет? Если была, [сотрудник] не обязан вам представляться.

То есть с одной стороны, было нарушение, с другой стороны, его, возможно, и не было. …У каждого своя жизненная позиция, я все это прекрасно понимаю, в одной стране живем.

Но если вы придерживаетесь какой-то позиции, сейчас все это будет достаточно сильно и жестко пресекаться.

После массовых акций, когда задержания ставятся на конвейер и добиться от сотрудников полиции соблюдения закона особенно сложно, имена тех, кто задерживал, если и выясняются, то окольными путями и не сразу.

Нередко случается это только в суде, когда привлекаемый к административной ответственности наконец получает возможность ознакомиться с материалами дела и узнает много нового о себе и своем поведении из рапортов людей, якобы его задержавших и подписавшихся некими фамилиями и должностями, которые он видит впервые в жизни.

  • В протоколах написано, что меня задержали два омоновца 1993 и 1994 года рождения. Но меня задержал один высокий усатый за сорок — и свидетель это подтвердит. (12 июня 2017 г., Москва)

И на рапортах никому не знакомых полицейских — написанных под копирку документах, под которыми стоят подписи, вызывающие серьезные вопросы, — судьи строят потом свои решения по административным делам участников публичных мероприятий и пишут в постановлениях, что показания привлекаемых опровергаются в том числе этими рапортами, «ставить под сомнение которые оснований не имеется». А если при задержании протоколы не составлялись и не заводилось дело, полицейские, осуществлявшие задержание, так и остаются безымянными.

Впрочем, юристы, к которым ОВД-Инфо обратился с просьбой прокомментировать такое положение вещей, скорее склоняются к мысли, что хотя полицейские безусловно обязаны представляться, отказ это делать — наименьшая из существующих проблем.

А если даже рапорты в административных делах задержанных подписаны полицейскими, это не означает, что полицейские и производили задержание, — задерживать вполне могла Росгвардия (что, заметим, усложняет задачу мирного гражданина, собравшегося на публичное мероприятие: выходит, ему нужно научиться распознавать и различные покрои формы, отчего, впрочем, данных о том, кто именно его задерживал, у него особо не прибавится).

«В законе „О полиции“ требование носить жетон есть, в законе „О войсках национальной гвардии“ этого нет, — поясняет юрист Московской Хельсинкской Группы Александр Передрук. — Сотрудники Росгвардии вообще не обязаны носить жетоны — закон их не обязывает. У них должна отличаться форма.

Сотрудники Росгвардии одно время носили ОМОНовскую форму, а сейчас у них должна быть нашивка „Росгвардия“ и так далее. У них свое служебное удостоверение. И, кстати говоря, в отличие от полицейских, они и удостоверение не обязаны демонстрировать — не только в случае, когда человек к ним подошел, но и когда они человека задерживают.

Такая дифференциация в законе. Полная анонимность при общении с гражданами.

Сейчас — по крайней мере, в Петербурге — людей на публичных мероприятиях очень часто задерживает не Росгвардия, а именно полицейские.

Но если речь о публичных мероприятиях, нужно понимать, насколько задержание необходимо и насколько есть возможность представиться и объяснить причину задержания.

Я думаю, ни для кого не секрет: если полицейские проводят спецоперацию, они не будут бежать за подозреваемым и кричать ему вслед: „Меня зовут прапорщик Иванов!“ Обычно они ограничиваются тем, что все объясняют в мегафон.

Но вообще массовые задержания последних двух лет в целом объективно неадекватны. Как правило, происходят мирные, никому не мешающие публичные мероприятия, нет никакой необходимости задерживать, и когда мы говорим, что полицейские должны представляться при задержаниях… Ну, наверное, должны.

Но когда у нас есть труп, важно ли, что у него болел палец? Тут то же самое. С одной стороны — серьезные нарушения: сам факт задержания, все дальнейшие процессуальные аспекты; с другой — просто тот факт, что полицейские не представляются. Имеет ли это ключевое значение — большой вопрос.

Тут можно судить в категориях „политически мотивированный“ (или наоборот) либо „обоснованный/необоснованный“. Я склоняюсь к тому, чтобы оценивать, насколько действие обосновано. При необоснованных задержаниях понятно, почему они не представляются. Им, по сути, дан карт-бланш на все действия.

Они могут бить людей дубинками, хотя федеральное законодательство четко и вполне однозначно запрещает применение спецсредств в отношении лиц, которые задержаны на публичном мероприятии (ну, за некоторыми исключениями).

Если, как 5 мая или 12 июня, полицейский (не представившись) может задержать людей и побить их дубинкой сегодня, почему он не может сделать это завтра? Это входит в привычку. Сегодня разрешили — значит, и завтра разрешат.

И это имеет отложенный эффект: чем больше мы им позволяем каждый раз, тем они больше будут это делать. И нет никакого контроля со стороны других правоохранительных органов.

Прокуратура молчит — она ни разу не дала, например, оценку законности применения спецсредств. Суды в лучшем случае занимают выжидательную позицию, но, как правило, просто отказываются признавать незаконными те или иные действия полицейских.

И эффект у такого карт-бланша, к сожалению, только негативный».

Адвокат Московской коллегии адвокатов, правовой эксперт Анастасия Саморукова отмечает, что если у людей, производивших задержание, не было жетонов, с немалой вероятностью это были сотрудники не полиции, а Росгвардии: «Как с этим быть, я пока не знаю.

Вроде бы задерживают сотрудники Росгвардии — там иногда не то что фамилию не увидишь, там и лица порой не видно, потому что они могут быть в этих своих космонавтских шлемах.

Да, подходят, берут сзади, не представляются, тащат куда-то, а потом в материалах дела появляются рапорты, которые суд признает допустимыми доказательствами.

Хотя зачастую бывало так, что в суде, например, если в виде исключения вызывали сотрудников, составивших рапорт, те не могли сказать, кого задерживали, потому что просто не помнили, либо говорили по написанному: мол, я тогда написал — вот так оно и было. „А почему у вас все рапорты совершенно одинаковые, слово в слово?“ — „Ну, потому что ситуация была одинаковая“. И суд считает, что это нормально.

Понимаете, возмущаться, потому что они не представились, уже просто смешно. Возмущаться надо потому, что они вообще не имеют права задерживать мирных людей, которые никому не причинили вреда.

Конечно, это тоже проблема, сотрудники полиции обязаны представиться, но в данной ситуации, при нынешнем комплексе нарушений прав… Право на свободу собираться мирно, без оружия настолько попрано, что если они еще и не представляются, когда нас задерживают… Ну, о’кей, не представляются. Когда мы решим все проблемы, будет, конечно, здорово, но я бы начинала не с этого».

Источник: https://ovdinfo.org/articles/2018/05/26/vy-kto-chto-ne-vidno-chto-za-anonimy-v-forme-provodyat-zaderzhaniya-na-mitingah

Права и обязанности полиции в ходе массовых акций. Справка

Обязан ли полицейский представляться при обращении к гражданину

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Полномочия и обязанности сотрудников полиции в ходе массовых акций и митингов в первую очередь регламентированы главным нормативным актом для любого человека в серой форме – федеральным законом «О полиции», вступившим в силу в текущем году.

Общение с гражданами

Закон требует от полицейского соблюдения и уважение прав и свобод любого гражданина. Поэтому, согласно статье 5 документа, при обращении к человеку сотрудник полиции обязан представиться, назвать свои должность, звание, предъявить служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Гражданин осмелился обратиться к сотруднику полиции по собственной инициативе? Закон требует не просто представиться по всей форме, но и «внимательно выслушать» простого человека, после чего «принять соответствующие меры в пределах своих полномочий, либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса».

В случае же, если гражданин в одночасье превратился в подозреваемого, полицейский должен «разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности». Понятное дело, что прав у такого человека становится меньше, а обязанностей – больше.

Право на оцепление

Статья 16 закона «О полиции» говорит о том, что данный орган внутренних дел имеет полное право по решению руководства оцеплять или блокировать любой участок местности независимо от его местонахождения или площади. Делается это для пресечения массовых беспорядков «и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций».

При этом полиция обязана принять меры, чтобы население не чувствовало себя ущемленным. В частности, полицейские должны показывать гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Задержание

причина задержаний граждан в ходе массовых акций – подозрения полиции в том, что те совершают правонарушения или преступления.

При этом по статье 14 закона «О полиции», до судебного решения никто не может задерживаться на срок более 48 часов.

В случае каждого задержания полицейский обязан не только представляться, но и разъяснять задержанному его права. Их несколько.

Это право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право один раз позвонить в течение первых трех часов после задержания близким и родственникам, чтобы сообщить о факте задержания (к слову, это за гражданина может сделать и сотрудник полиции). Имеется у задержанного также полное право отказаться давать любые объяснения. Проще говоря, право на молчание.

По части 4 статьи 14, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. При этом задержанный может рассчитывать на услуги адвоката (защитника) и переводчика, причем с самого момента задержания.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (часть 8 статьи 14 закона).

Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также должна устранять любые угрозы жизни и здоровья граждан, возникшие в ходе задержания.

В протоколе задержания, который составляется в обязательном порядке, указываются дата, время и место заполнения данной бумаги, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Документ подписывается как полицейским, так и задержанным. В случае если последний отказывается ставить автограф, в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Пойманные в ходе массовых акций лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Помимо прочего граждане данной категории перед водворением в специальные помещения (по простонародному – «обезьянники» и камеры) и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся во все тот же протокол.

Применение физической силы

Лично или в составе группы полицейских сотрудник органов внутренних дел вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если мирные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей (статья 20 закона «О полиции»). Применение силы возможно для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания и доставления в помещения полиции преступников или правонарушителей, преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Часть 2 статьи 20 указывает, что «сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

Впрочем, по статье 53 закона «О полиции», действия (либо бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы как его начальству, так и в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Защита полиции

Сотрудники органов внутренних дел косвенно защищены статьями сразу двух кодексов.

Во-первых, по статье 19.3 кодекса РФ об административных правонарушениях. неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Во-вторых, уже в Уголовном кодексе РФ имеется статья 317.

Она гласит, что за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, если тот находится на службе (а также с целью отомстить за что-либо), виновный должен отправиться за решетку на срок от 12 до 20 лет. Если же подобное посягательство повлекло тяжкие последствия, преступнику может грозить даже пожизненное лишение свободы.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20111208/257965759.html

Обязанности сотрудника полиции, которые зачастую не соблюдаются

Обязан ли полицейский представляться при обращении к гражданину

Все указанные ниже пункты статей взяты исключительно из Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

При обращении к гражданину

П. 1 ст. 5 гласит о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Зачастую сотрудники полиции считают себя вправе ограничивать права и свободы граждан без причины по своему желанию (примером могут служить беспричинные проверки документов у граждан).

П. 4 ст.

5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

П. 5 ст. 5 также часто нарушается.

В соответствии с данным пунктом, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Однако очень часто бывает так, что сотрудник полиции не представляется, ссылаясь на то, что это не он обратился к гражданину, а гражданин обратился к нему и, соответственно, он имеет право не представляться.

Ограничение прав граждан

П. 7 ст.

5 говорит о том, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом, однако в жизни нередко сотрудники полиции предпочитают лишь на словах объяснить, например, какую операцию они проводят, а не показывать документ, подтверждающий проведение данной спецоперации.

На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, досмотра, наружного осмотра, проверки документов) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

Помимо этого, п. 4 ст.

6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане.

Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают.

В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).

Источник: https://jusnaturale.ru/obyazannosti-sotrudnika-policii-kotorye-zachastuyu-ne-soblyudayutsya/

Как должны вести себя полицейские и росгвардейцы при проверке документов и задержании

Обязан ли полицейский представляться при обращении к гражданину

И что делать человеку, если правоохранители нарушают его права?

Полномочия полицейских проверять документы возникают лишь в определенных законом случаях (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

  • Имеются данные, дающие основания подозревать человека в совершении преступления. К ним могут относиться видимые следы преступления – к примеру, кровь на одежде или орудие преступления.
  • Есть основания полагать, что человек находится в розыске, – например, поступившая ориентировка. Однако она должна содержать конкретные данные, позволяющие выявить человека, а не ограничиваться общим описанием, под которое может подпасть неограниченный круг лиц, – «в синих джинсах, темной куртке, среднего возраста».
  • Человек совершил административное правонарушение – например, перешел дорогу на красный свет или курил на автобусной остановке. Однако ничем не обоснованное подозрение в том, что у гражданина отсутствует регистрация по месту жительства, не может являться поводом для проверки документов.
  • Имеются основания для задержания – если человек совершил побег из-под стражи, попытался проникнуть на охраняемый объект или допустил нарушение комендантского часа. Полный перечень категорий граждан, которые могут быть задержаны, содержится в ч. 2 ст. 14 Закона о полиции.

Сотрудники Росгвардии вправе проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если:

  • имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении;
  • имеются основания для задержания (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона о войсках национальной гвардии РФ2).

Сотрудники полиции при обращении к гражданину обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

На сотрудников Росгвардии не распространяются требования Закона о полиции, а нормы Закона о войсках национальной гвардии РФ не содержат указания на обязанность росгвардейцев предъявлять гражданам служебные удостоверения.

Однако это не означает, что человек не вправе попросить их представиться. В этом случае можно опираться на аналогию закона, а также ч. 2 ст.

45 Конституции, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Сотрудники полиции в любых условиях обязаны быть вежливыми и тактичными с гражданами, обращаться к ним на «вы».

Свои требования и замечания они должны излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан (п. 226 Устава патрульно-постовой службы).

Полицейским запрещено вступать в пререкания с гражданами, отвечать грубостью и руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229 Устава).

Наконец, полицейский обязан предоставить гражданину возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на закон, а не ограничиваться фразой о нарушении. Только после разъяснений может быть принято решение о составлении протокола или доставлении нарушителя в отдел.

Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, – к примеру, задерживает его или требует пройти в отдел полиции (это называется доставлением), то он обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

  • Попросите сотрудника представиться, назвать свои должность, звание и предъявить служебное удостоверение.
  • Перепишите в блокнот или телефон его имя, фамилию, должность и звание.
  • Полезно спросить у сотрудника, задержаны ли вы, и узнать причины. Если законный повод для обращения к вам имеется, полицейский обязан разъяснить основания задержания, а также ваши права и обязанности. Аналогичное требование предъявляется к сотрудникам Росгвардии.
  • Внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам.
  • Если сотрудник полиции отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что он этим нарушает закон. Однако постарайтесь не усугублять положение – не стоит и дальше настаивать на своем. Просто перепишите номер его нагрудного знака. Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности и звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его.
  • Личный досмотр и досмотр вещей осуществляется лишь в случае необходимости для обнаружения орудий совершения правонарушения. Безосновательный досмотр нарушает ваши права.
  • Вы не обязаны по требованию правоохранителей разблокировать телефон и показать, например, наличие тех или иных мессенджеров, поскольку каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция допускает ограничение этого права только на основании судебного решения.
  • Если вы предполагаете, что требования полицейского или росгвардейца носят незаконный характер, позвоните кому-нибудь из ваших близких и адвокату. Кратко изложите суть претензий правоохранителя, продиктуйте данные, идентифицирующие сотрудника, и сообщите, где вы находитесь. Также можно сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского.
  • Помните: активные действия по защите своих прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный, так и отрицательный эффект. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.
  • Если есть возможность, включите диктофон или сделайте видеосъемку на телефон.
  • Ведите себя вежливо и тактично.
  • После того как вам разъяснили причину и основания задержания, уточните у полицейского, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом близким или родственникам, позвоните юристу или адвокату.
  • Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака и обратите внимание на особые приметы. Запишите номер служебного автомобиля.
  • Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции. Исключение составляют случаи, когда требования являются явно незаконными, – в такой ситуации постарайтесь зафиксировать происходящее или сообщить об этом близким и адвокату. Важно: сопротивление даже незаконным действиям может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.
  • Срок административного задержания не может превышать трех часов. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же после прибытия в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнале задержанных, а также уведомить об этом ваших родственников, защитника либо администрацию по месту работы или учебы.
  • Вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания и право на помощь защитника.
  • Незаконные действия сотрудника полиции или Росгвардии гражданин вправе обжаловать в административном или судебном порядке, а также в органы прокуратуры.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Об этом говорится в новых рекомендациях ведомства по внедрению в организациях антикоррупционных мер. В прошлом году общий размер штрафных санкций за коррупционные правонарушения превысил 900 млн руб. и было вынесено 11,7 тыс. обвинительных приговоров. «Методичка» Минтруда призвана помочь предпринимателям устранить риски привлечения к ответственности
Если работа в компании не может выполняться, то сотруднику полагается денежная компенсация. Ее размер будет зависеть от причин простоя Выкуренная в самолете сигарета может обойтись в полмиллиона рублей или даже привести к тюремному заключению, а за курение в неположенном месте за границей придется заплатить не одну сотню евро. Поэтому, отправляясь на отдых или в командировку, узнайте, как к курению относится ваша авиакомпания и какие ограничения установлены антитабачным законодательством в зарубежной стране

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-dolzhny-vesti-sebya-politseyskie-i-rosgvardeytsy-pri-proverke-dokumentov-i-zaderzhanii/

НарушениямБой
Добавить комментарий